Рост спроса на склады под заказ в Петербурге

Рост спроса на склады под заказ в Петербурге

22.09.2016

Складской потенциал эксплуатируемых в СПб и Ленинградской области помещений не соответствует реальным потребностям бизнес-сектора. Данная проблема актуальна как в плане дефицита площадей, так и низкого уровня качественных характеристик хранения. Именно эти факторы обусловили резкий скачок спроса на услуги «built-to-suit» – строительство специализированных складов под заказ.

За 2015 год их общее количество возросло вдвое. По оценкам специалистов, для формата BTS свойственны большие временные и финансовые затраты (до 5-10%), но при этом формируются оптимальные условия для получения значительной выгоды в среднесрочном периоде. Основным же достоинством «built-to-suit» является отсутствие рисков, связанных с колебаниями спроса. Можно, конечно, возвести дорогостоящий мультитемпературный складской комплекс, но насколько он будет востребован и как скоро окупится, можно только гадать.

По словам коммерческого директора «А Плюс Девелопмент» В. Зелепуги, «попытки девелопера оптимизировать смету подобного проекта часто становятся причиной некорректного прогнозирования потребностей и ожидания клиентов. Ошибки в определении функционала и параметров площадей приводят к серьезным финансовым потерям. Именно строительство под заказ – наилучшая гарантия взаимовыгодного сотрудничества между застройщиками и компаниями с проблемами складирования и логистики».

На сегодняшний день Санкт-Петербург обеспечивает до 90% спроса на специализированные площади для размещения и хранения разноплановых товаров и продуктов. Фактическая вместительность складов превысила 2 млн. квадратных метров, половина площадей возводилась в рамках BTS. Тем не менее, еще нужно возвести как минимум 200 тыс. квадратных метров, в том числе и наиболее востребованных складских помещений класса «А» и «В». Это задача на ближайшую перспективу, поскольку недостающий показатель соответствует ежегодному нормативу ввода в эксплуатацию готовых складов. 

Важной причиной нового витка спроса на склады станет ликвидация овощных баз в центральной части города, что вызовет огромные сложности с недорогой и своевременной доставкой продуктов из предместий Петербурга.

Региональный директор российского филиала «Colliers International»  господин Рябов придерживается объективного мнения, что поставщикам и реализаторам быстропортящихся мясомолочных и овощных продуктов важно, чтобы логистический центр смог поддерживать необходимый температурный режим хранений, был оборудован современными и эффективными системами охлаждения и заморозки. Для хранения же алкоголя необходимо предусмотреть лицензированные площади.

Строительно-организационные вопросы готовы на себя взять федеральные игроки. Но, как в большинстве дорогостоящих инвестиционных программ строительной направленности, главным условием успешного заключения контрактов  являются гарантии  оплачиваемого потребительского спроса и возможность реализации проектов под заказ. Для частного бизнеса предусмотрена возможность долевого строительства на условиях самофинансирования.

Сложности хранения и логистики часто сопровождают крупные торговые сети из-за широкой географии бизнеса. Чтобы избежать подобных проблем в будущем и усовершенствовать корпоративную инфраструктуру, полдесятка сетевиков уже обозначили серьезные намерения в плане строительства складов-комплексов с современными транспортными коммуникациями. В городе и области для них будет возведено 400 тыс. квадратных метров помещений формата BTS.

Сдача в эксплуатацию складов под заказ  на сумму 15 млрд. рублей запланирована на 2017 год. Один из складских комплексов возводится в северной части Пушкинского района, в поселке Шушары.

Не только вывод овощных баз из центра города повлияет на возросшую потребность в складских площадях формата BTS. Все эксперты сходятся во мнении, что важным стимулом к развитию складской инфраструктуры Петербурга станет открытие новой автомобильной трассы М-11, которая свяжет СПб со столицей. Именно вдоль нее и будут реализованы многочисленные проекты «built-to-suit». Наибольшая складская нагрузка придется на южную и предпортовую часть города.

По словам руководителя отдела компании «ASTERA» Веры Бойковой, смена устаревших овощехранилищ на инновационные распределительные центры с функциями предпродажной подготовки сельскохозяйственной продукции – рациональное и эффективное решение улучшения качества жизни и делового климата Петербурга. Теперь появилась удобная возможность в одном месте складировать, хранить, сортировать, мыть и упаковывать продукты.

В круг потенциальных заказчиков складских комплексов, безусловно, входят частные агарные компании и государственные предприятия. На данный момент руководство Ленинградской области и МСХ РФ совместными усилиями разрабатывают проект сети логистических комплексов для хранения сельскохозяйственных товаров. И пусть еще нет возможности озвучить реальную потребность в складских площадях в масштабах страны, в бюджете уже предусмотрено ежегодное финансирование в размере 10 млрд. рублей.

Антон Алябьев на правах руководителя складской и индустриальной службы «CBRE» заметил, что спрос на современные склады, безусловно, большой. Но пока не установлены все векторы распределения сил на рынке сельхозпродукции, единственной альтернативой эффективного расходования средств является строительство складов под заказ.

Очевидным по динамике, но туманным по продолжительности является санкционный вопрос. В рамках Государственной программы импортозамещения доля отечественных сельхозпродуктов и товаров постоянно растет и требует использования дополнительных складских площадей. Современные реалии довольно печальны и большинство выращенного урожая и разноплановых сельхозпродуктов хранятся на технически устаревших складах и базах советского образца. Не имея альтернативы хранения, производители ежегодно несут убытки на 90-100 млрд. рублей. Выход из ситуации очевиден, но смогут ли сельхозпроизводители пойти по стопам сетевых компаний, пока не ясно. Многое зависит от продуктивного диалога между бизнесом и государством.


Напишите нам

   

* - поля, обязательные для заполнения